Сервис у обочины
19 мая 2010
Придорожный пейзаж федеральных трасс будет меняться: вдоль дорог построят мотели, новые кафе и зоны отдыха, обочины станут чище, а бабушек, торгующих грибами и ягодами, переместят на специальные рынки. Корреспондент «Газеты.Ru» проехал вместе с экспертами ГК «Автодор» вдоль дороги М-4 «Дон» и узнал, что произойдет с дорожным сервисом.
Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор») начала проверку состояния объектов дорожного сервиса вдоль федеральной трассы М-4 «Дон» – от Москвы до Новороссийска. Этот участок дороги вместе с трассой М-1 «Беларусь» в конце прошлого года были переданы в доверительное управление «Автодору». Некоторые участки трассы планируется сделать платными.
Всего на «доверительное управление» компания планирует потратить 76 млрд рублей.
До этого придорожный бизнес контролировался в основном региональными властями. Кафе, торговые точки и бензоколонки зачастую строились хаотично, появились незаконные постройки. Теперь госкомпания обещает поднять дорожный сервис на федеральных трассах до европейских стандартов.
Транспортная артерия М-4 «Дон» тянется вплоть до Новороссийска через Воронеж, Ростов-на-Дону и Краснодар. Поток автомобилей уже в ближайшее время вырастет в несколько раз – это трасса ведет в Сочи, где в 2014 году пройдут Олимпийские игры. На автомобиле эксперты «Автодора» вместе с журналистами начинают осмотр придорожных объектов. На 21-м километре расположена автозаправочная станция. Наблюдатель скрупулезно переписывает перечень услуг, которые предоставляет заправка: парковка, мусоросборники, туалеты. Все данные о сервисе эксперт заносит в анкету, параллельно фотограф компании делает снимки объекта. На основании этих данных будет создана база о придорожной инфраструктуре трассы М-4 «Дон».
Бензоколонки на территории Московской области встречаются через 2–3 километра. На территории практически каждой из них есть заасфальтированная парковка, небольшой супермаркет, туалеты, мусорные баки. Встречается здесь же и популярная сеть фаст-фуда. Цены на общепит в среднем выше в полтора раза, чем в столичных забегаловках. Стоимость бензина, напротив, заметно ниже, чем в Москве.
Некоторые объекты в придорожной инфраструктуре не являются сервисом как таковым: это супермаркеты, развал автозапчастей, цветочный рынок и магазин дачного инвентаря. Есть и просто здания, напоминающие старые офисные сооружения, где парковка разрешена только служебному транспорту.
Вдоль трассы на некоторых точках сервиса можно помыть автомобиль. Рядом с автомойкой глубокая канава, в которой образовалось небольшое пенистое болотце. Внимание автомобилистов к сервису привлекает возведенная на обочине огромная голубая ванна.
Отдохнуть в пути можно на одном из кемпингов. Угадывается зона отдыха по нескольким пенькам на опушке. Здесь же на небольшом заасфальтированном «кармане» стоит бетонное обшарпанное сооружение, внешне напоминающее бункер, – туалет общественного пользования. Рядом стоит грузовик с надписью «Фрукты» – такая торговля незаконна, разводит руками эксперт «Автодора».
Тем временем в компании подготовили открытое письмо-обращение к владельцам уже существующего придорожного бизнеса, рассказал в дороге корреспонденту «Газеты.Ru» эксперт «Автодора». В письме они дают рекомендации по эксплуатации объектов и обслуживанию клиентов. Попросят предпринимателей убирать мусор не только на своей территории, но и на близлежащих участках дороги.
Революционные изменения коснутся новых объектов придорожного сервиса. «Когда будем давать рекомендации на строительство новых объектов, то станем ориентироваться не просто на заправки, а на развитие многофункционального сервиса.
Будем строить новые кафе, стоянки для грузовиков, парковки и мотели», – рассказал «Газете.Ru» эксперт компании. В «Автодоре» не исключают, что в кафе на обочинах в ближайшем будущем появится беспроводной интернет.
Купить участок земли вдоль трассы бизнесмены смогут через систему аукционов. Однако вид сервиса придется теперь согласовывать с «Автодором». «Если раньше купили землю и строили что хотели, то теперь в зависимости от того, где купили землю, будут задавать нам вопрос – какой сервис необходим на данном участке», – отметил собеседник «Газеты.Ru».
Не останутся без внимания государства частники, торгующие ягодами, грибами и прочей домашней снедью вдоль дорог. Предприимчивых бабушек переместят в специальные рынки, которые будут организованы рядом с небольшими населенными пунктами. Места пообещали сделать бесплатными. На базе таких торговых площадок появятся парковки и кафетерии, отмечают в компании.
Отдельно в «Автодоре» обсуждают судьбу кафе и торговых точек, возведенных самовольно. В одном из таких заведений при проверке трассы M-1 «Беларусь» инспекторы «Автодора» отравились пирожками. Те точки, которые не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и безопасности дорожного движения, снесут через суд.
«Самозахватов больше не произойдет, и мы будем с этим бороться – это точно», – заявили «Газете.Ru» в ведомстве. Однако некоторым предпринимателям, самовольно построившим заведения вдоль трассы, дадут шанс узаконить свой бизнес.
«Единственный критерий – это условие безопасности, – пояснили в «Автодоре». – Всех поголовно закрыть – такой задачи не стоит».
Проверку трассы M-4 дорожники планируют закончить к 21 мая.
Между тем «Автодор» представил «Газете.Ru» первые данные мониторинга состояния объектов дорожного сервиса на трассе М-4 «Беларусь». Выяснилось, что 21% возведенных вдоль трасс построек сервисами не являются – это рынки, складские помещения, базы.
Более 50% объектов не могут быть признаны приемлемыми для комфортного использования из-за несоблюдения санитарных норм, неудовлетворительного состояния территории, ограниченного спектра услуг. Не развит дорожный сервис для грузового транспорта, признаются в госкомпании.
В феврале этого года правительство утвердило программу деятельности «Автодора» до 2015 года. В ближайшие пять лет на нее потратят полтора триллиона рублей, построят 537 км новых дорог и отремонтируют еще тысячу километров. В распоряжение государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор») переданы первые федеральные трассы общей протяженностью в 2,5 тысяч километров. В целом в ближайшие десятилетия в ведение ГК «Автодор» планируется передать 18 тыс. километров автодорог. Общая сумма расходов на программу составит 1,57 трлн рублей.
Источник: www.Gazeta.ru