Итоги поездки премьера Путина по Сибири и Дальнему Востоку

Итоги поездки премьера Путина по Сибири и Дальнему Востоку 6 сентября 2010

 На прошлой неделе председатель правительства Владимир Путин проехал по русскому Северу, Сибири и Дальнему Востоку, посетив самые дальние уголки страны.



В ходе этой поездки было принято много важных экономических решений, но, пожалуй, самым ярким стало общение Владимира Путина с журналистами входе его поездки за рулем ярко-желтой "Лады Калины" по трассе Чита-Хабаровск. Ярко-желтых машин было несколько, журналистов тоже, но Владимир Путин с ними был один и тот же.

Раннее утро в одной из хабаровских гостиниц. Пресс-служба премьера рассказывает о деталях маршрута Владимира Путина по трассе "Амур" - дороге из Хабаровска в Читу, строительство которой начинали в 60-х годах прошлого века, несколько раз торжественно открывали и столько же закрывали по причине нехватки средств. Еще неизвестно, где именно будет первая остановка. Как долго премьер будет ехать за рулем сам, и, главное - на чем он поедет. 

Владимир Путин: "Во-первых, я не собираюсь всю дорогу быть за рулём, а во-вторых, посмотреть надо на то, что сделано. Причём это не рядовой случай, именно поэтому я хочу все посмотреть своими глазами".

Автомобильная трасса, длиною 2165 километров - часть дороги, впервые в истории нашей страны, связавшей ее самую западную точку с восточной. Без дороги, которую наконец-то достроили, развивать что-либо в этих местах, мягко говоря, было весьма проблематично. Но, прежде чем проехать по трассе "Амур" на машине, Путин побывал практически во всех ключевых местах Дальнего Востока: от Якутии до Петропавловска-Камчатского.

Интервью с главой правительства мы писали уже на трассе, когда позади было несколько сотен километров, десятки встреч. Впереди - конечная точка маршрута - Чита, а в 40 километрах южнее - Китай.

Антон Верницкий: "С одной стороны, у нас Дальний Восток с проблемами извечными. Значит, то же бездорожье трассой "Амур" только не решить. И ветхие дома, и люди живут в бараках. С другой стороны, те самые развивающиеся азиатские рынки…"

Владимир Путин: "Вот мы говорим: "Развивающиеся азиатские рынки! Бурно развивающийся Китай!" И вот у нас аварийное жилье и так далее. Но вы знаете, сколько аварийного жилья в Китае? Но мне кажется, что в данном случае нам не нужно смотреть, у кого хуже, у кого лучше. У нас столько ветхого аварийного жилья, что, когда я впервые сказал, что мы должны заняться его расселением, знаете, какая реакция была многих моих коллег? Не надо даже трогать эту проблему, потому что решить ее невозможно, а как только мы за нее возьмемся, мы начнем с этого момента нести ответственность за это решение. А так, вроде она есть и есть и сама по себе существует, и мы не виноваты, что она сложилась десятилетиями, может уже сто лет сложилась так. Но я считаю, что это неправильный подход. Нас совесть замучает в будущем, что мы могли что-то сделать, но не сделали вовремя. Вот мы взялись за эту проблему ветхого и аварийного жилья, и уже почти 200 тысяч человек у нас переехало в новые квартиры. И я считаю, что это все-таки конкретное достижение, потому что мы помогли сотням тысячам людей и поможем еще немалому количеству".

Одни из тех, кому нужно помогать, сами попросили премьера зайти к ним в гости, когда тот был в Петропавловске-Камчатском. Путин не просто откликнулся на приглашение, но и на следующий день взял с собой губернатора Камчатки. Понятно, что такие места местные власти стараются не показывать гостям из столицы или пытаются хоть как-то приукрасить то место, куда может пойти премьер. Приукрасить это, да еще и быстро, было просто невозможно.

Владимир Путин: "Таких общежитий у нас по стране сотни, а может быть, даже и тысячи. И надеюсь, и руководители регионов, как вы сейчас, и руководители муниципальных образований меня услышат. Ссылки на отсутствие денег абсолютно необоснованные. Деньги и в стране, и в регионах есть. Вопрос только, куда их направлять? Что определять в качестве приоритета расходования средств. Вот расходование средств на то, чтобы вытащить людей из подобных, так называемых общежитий, потому что это общежитие с трудом можно назвать, это один из главнейших приоритетов и региональных, и муниципальных властей. И нужно на эти приоритеты деньги направлять в первую очередь".

Стоящий рядом с Путиным губернатор согласно кивал, когда тот говорил, что Камчатке перечислено 3,5 миллиарда рублей и пообещал как можно быстрее подготовить программу расселения ветхого жилья.

Владимир Путин: "Вот займитесь прежде всего расселением вот таких вот трущоб".

Алексей Кузьмицкий, губернатор Камчатского края: "Есть".

Владимир Путин: "Я надеюсь, что это достаточно быстро развернется работа".

Антон Верницкий: "Один мой коллега написал в газете, что Владимира Путина все время сопровождает в поездках запах свежей краски и запах свежеуложенного асфальта. Вы же прекрасно понимаете, что губернаторы, местные начальники к вашему приезду латают дыры, красят фасады заборов, домов с той стороны, с которой проедете вы. Не случится ли такое с трассой "Амур"? Сейчас зима пройдет, 50 градусов мороза, потом весна - половодье. Не придется вам снова приезжать, чтобы она такая ровненькая была, как сейчас?"

Владимир Путин: "Вы знаете, именно поэтому я поехал не в конце сентября, когда трасса будет сдаваться, когда будут ленточки резать и аплодировать результатам ударного труда. А я поехал именно сейчас, чтобы посмотреть еще на участки, на которых не закончено строительство, как идет работа по укладке так называемой подушки, как на сегодняшний день укладываются и ведутся работы по укладке твердого покрытия асфальтобетона, вот посмотреть на это, как соблюдаются технологии. Конечно, я не ахти какой специалист, но все-таки со мной рядом едет министр транспорта, и он вынужден комментировать некоторые вещи".

То, что министру транспорта многое пришлось комментировать, видно по этим кадрам. Игорь Левитин на всех встречах премьера, будь это общение в придорожном кафе, встреча с жителями деревни у трассы или разговор с дальнобойщиками, все их вопросы переписывал себе в блокнот. Вопросов за время поездки накопилось достаточно. На всякий случай уже на первой остановке, на заправке, Левитин спросил у Путина не "Как дорога?", а "Как машина?"

Игорь Левитин: "Как аппарат?"

Владимир Путин: "Хорошо. Нормально".

Игорь Левитин: "Это новый участок дороги".

Владимир Путин: "Это видно. Но вы знаете, в начале трассы это, конечно, 1995 год, и это сразу видно, что 95-й год. Это, конечно, хорошая проселочная дорога. По сути, там нужно строить новый участок".

Впрочем, даже в таком, еще не до конца достроенном виде, дорога, всем, кто по ней ездит, уже нравится. Придорожное кафе на 791-м километре трассы Хабаровск-Чита - одно из излюбленных мест отдыха водителей-дальнобойщиков.

Александр Балаганский, водитель: "Мы даже и не думали, кто бы сказал 3 года назад, что здесь будет дорога, я бы рассмеялся".

Впрочем, дальнобойщики кафе это любят не из-за того, что оно лучшее на дороге. А, скорее, из-за того, что на ближайшем расстоянии здесь больше вообще ничего нет. Заправки через 200-250 километров, связь - местами. А для того, чтобы где-то перекусить, нужно проехать по трассе и все 500. Предприниматели пока побаиваются организовывать здесь свой бизнес.

Антон Верницкий: "Мы видим, как люди относятся здесь к вам, к вашей поездке. Но читая Интернет сегодня, увидел такое сообщение, одно из сообщений, что Владимир Путин поехал сюда для того, чтобы прорекламировать "Ладу Калина".

Владимир Путин: "Когда я принял решение проехать по трассе, то подумал, что было бы неплохо проехать не на каком-то иностранном внедорожнике, а проехать на отечественной машине, которой пользуются сотни тысяч, а может быть и миллионы наших граждан, посмотреть, какой же продукт предлагает для наших граждан основной наш производитель автомобильной легкой техники. И вы знаете, я, честно говоря, даже удивлен. Я, откровенно говоря, не ожидал, что эта такая машинюшка маленькая, на мой взгляд, полностью отвечает всем сегодняшним требованиям. Для этого класса, по-моему, очень хорошая машина".

Механики завода-изготовителя всю дорогу пытались развеять сомнения журналистов, ехавших вслед за премьером. Ведь для чего-то в колонне было сразу три машины. Впрочем, этого никто и не скрывал и никаких запретов на видеосъемку всех трех, вопреки слухам, не было. ВАЗовцы утверждали, что "Калина" надежна, это подтвердил и сам Путин, в конце поездки, расписавшись на капоте той, за рулем которой проехал всю трассу. Эту машину уже передали в музей АвтоВАЗа. Со 2 сентября она уже представлена всем посетителям Московского автосалона. Еще одну подарят лучшему дорожнику, строившему трассу "Амур", во время ее торжественного открытия, а третью - старейшему ветерану завода.

Как сказал Владимир Путин на трассу "Амур" в буквальном смысле "нанизываются десятки крупных объектов". Причем, объекты эти будут ключевыми в развитии всей страны. Проехав 2165 километров из Хабаровска в Читу, Владимир Путин побывал и на всех этих объектах. Плотина Нижне-Бурейской ГЭС, в основание которой был залит первый кубометр бетона, позволит в паре с уже работающей ГЭС Бурейской, (она построена на 90 километров выше по течению), к 2016 году обеспечить электроэнергией крупных и уже начинающих испытывать ее дефицит потребителей из ближайших регионов. В том числе и космодром "Восточный", на стройплощадку которого премьер также заехал. Через несколько лет у поселка Углегорск будет построен главный космодром России. Отсюда будет запускаться большинство российских космических аппаратов. Пока на месте стартового стола для тяжелых ракет, которые, возможно доставят космонавтов к Луне и Марсу стоит этот шест - нулевая точка космодрома. Но пилотируемые запуски уже намечены на 2018 год.

Станция Сковородино. Открытие ветки нефтепровода в Китай. Это ответвление от транспортной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан".

Антон Верницкий: "Кому выгоднее этот нефтепровод, нам или китайцам?"

Владимир Путин: "Вы знаете, это выгодно и нам, и китайцам. В не меньшей степени нам, чем китайцам. Мы сейчас экспортируем в Западную Европу, вообще в Европу где-то 120-130 миллионов тонн нефти. А в Азиатско-Тихоокеанский регион, а он развивается очень бурно, мы после пуска отвода на Китай будем всего 30 миллионов. С расширением трубы до Тихого океана будет 50 миллионов. Но это уже будет определенная альтернатива европейскому маршруту и это будет конкуренция. А для нас это всегда выгодно, поскольку это диверсифицирует сбыт. Если у нас какие-то осложнения будут на европейском направлении, мы увеличим поставки в Азию".

Антон Верницкий: "Я почему еще спросил, смотрите, мы ведущая нефтяная держава. Мы продаем нефть направо и налево. Направо - действительно в буквально смысле - в Китай и в Азию; налево - в Европу. И в то же время у нас цены на бензин растут. Вы же заправляетесь на заправке. Здесь цена за бензин 27, по-моему, рублей за литр, да. Почему у нас цены растут, притом что у нас так много нефти?"

Владимир Путин: "Объяснения разные, в том числе транспортные расходы, всякие накладные расходы. Перекачка связана с электроэнергией, ну для того, чтобы качать, нужно, чтобы работали перекачивающие станции и так далее. Но я согласен с теми, кто считает, это все-таки завышенные цены. И с этим нужно разбираться. Хотя, так если формально подойти, когда начинаешь считать, по расчетам вроде бы и придраться не к чему, накладных расходов много - инфляция и так далее. Но все равно, мне кажется, что это слишком много".

Немало говорилось во время этой поездки и об экологии. Не зря Владимир Путин посетил и гидрометеорологическую обсерваторию в якутском поселке Тикси, которая исследует климатические изменения на планете, и Южно-Камчатский федеральный заказник, где увидел как медведи ловят лосося, и поучаствовал в научном эксперименте в бухте Ольга на Камчатке. Ученые брали пробу с кожи кита, и для этого в него стреляли из арбалета специальной стрелой. На одном из совещаний речь зашла о развитии в России экологического туризма. Но для этого, как выяснилось, много препятствий. Одно из которых - финансовое.

Антон Верницкий: "Смотрите, красота на Камчатке какая! Но билет из Москвы до Петропавловска-Камчатского и обратно - 61 тысяча 273 рубля. А точно такой же билет туда-обратно в Нью-Йорк - расстояние точно такое же - 29 тысяч 609 рублей. В два раза. Почему?"

Владимир Путин: "Да. Я тоже задаюсь этим вопросом, как это не покажется странным. Думаю, что связано это с тем, что здесь внутри страны у наших основных перевозчиков нет конкуренции такой, какая есть на международных линиях. И там они вынуждены и делают это, и находят возможным двигаться по ценам и тарифам. А здесь находят кучу причин и обоснований, почему этого сделать невозможно. Но и здесь, я думаю, та же самая Антимонопольная служба должна вести себя более активно. Но то, что касается, как сейчас модно говорить, незащищенных слоев населения, это прежде всего людей старшего поколения, пенсионеров, молодых людей, вы знаете, мы субсидируем перевозки. И прежде всего, для Дальнего Востока, для того же Норильска, кстати говоря, мы добавили туда Норильск в эту программу. 2,5 миллиарда мы выделяли. Этим способом поддержки воспользовались уже тысячи людей. Ну, вот надо думать, конечно, и над тем, чтобы в целом цены и тарифы снижать".

Антон Верницкий: "Вы уже, наверное, больше недели в поездке по Дальнему Востоку. Так надолго вы не уезжали, по-моему, из европейской части?"

Владимир Путин: "Ну, вы знаете, если уж сюда выбираешься, то хочется здесь побольше сделать. Потому что все-таки не налетаешься, да? До Камчатки 9 часов лететь".

Антон Верницкий: "В двух словах, какое-то общее впечатление, сложившееся от региона сейчас?"

Владимир Путин: "Вы знаете, я ведь, может быть, не так часто, как бы мне хотелось, но все-таки регулярно бываю на Дальнем Востоке. И что меня на этот раз порадовало: да проблем еще предостаточно, и бараков, которые называют общежитиями, достаточно еще на той же Камчатке и так далее. И вот проблемы с ценами, тарифами на электроэнергию, это все еще присутствует. Но в целом меня все-таки порадовало то, что я почувствовал какое-то движение вперед. Все-таки начали реализовываться ранее задуманные планы. Начали возводиться объекты, дорога, о которой мы говорили, ее же начали строить 40 лет назад. Потом фактически бросили. И только за последние 4 года мы туда вложили почти 50% всего финансирования и закончили. То есть, жизнь начинается".

Уже в Москве по результатам поездки премьер подписал сразу несколько поручений самым различным ведомствам, о чем и сказал на заседании Президиума Правительства.

Владимир Путин: "Хочу подчеркнуть: за всеми этими поручениями стоят интересы и нужды конкретных людей. Вот я был в одном из общежитий, рекомендую вам тоже сходить и посмотреть, что это такое".

Властям Петербурга поручено помочь Петропавловску-Камчатскому с благоустройством города. Министерству связи уже к следующему году наладить устойчивую мобильную связь вдоль всей дороги Чита-Хабаровск. Спецстрою России - ускорить строительство космодрома "Восточный". А в регламент безопасности автотранспорта должны будут внесены поправки, разрешающие использовать автопоезда увеличенных габаритов. Об этом премьера просили дальнобойщики на трассе "Амур".

Антон Верницкий

 

Источник: www.1tv.ru

 

 


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить