Год Тигра не оправдал надежд
12 января 2011
В минувшем году автовладельцам несколько раз пришлось привыкать к изменениям в области дорожного движения. Фантазия законодателей кому-то могла показаться поистине безграничной, и не без оснований:
в течение года депутаты Госдумы принимали все новые и новые поправки то в главу 12 Кодекса об административных правонарушениях (именно в ней детально расписаны все возможные наказания для водителей), то в закон «О правилах дорожного движения». Не обошли вниманием и технический регламент о безопасности транспортных средств и даже внутренний документ ГИБДД, являющийся основным для работы инспекторов. Попробуем вспомнить, чем законодатели успели «обрадовать» автовладельцев за год.
Старое на новое
Впрочем, приятных новостей в прошлом году тоже было немало. К примеру, программа утилизации автохлама. В качестве образца был взят опыт Германии, но с некоторыми ограничениями: так, компенсация за утилизацию старого автомобиля была установлена на уровне 50 тысяч рублей в виде скидки на новую машину. Для сравнения, в самом начале немецкой программы автовладельцы получали на руки две тысячи евро, которые могли использовать по своему усмотрению. Российская программа утилизации стартовала 8 марта и получила столь высокую популярность среди автолюбителей, что уже к середине июня все 200 тысяч сертификатов уже нашли своих владельцев.
Акцию продлили, сделав еще несколько ограничений: как выяснилось, отечественный автопром не смог обеспечить новыми машинами всех желающих, а утилизационная скидка за пару месяцев стала бесполезной из-за роста цен на новые автомобили. Тем не менее, количество желающих сдать старое «ведро с болтами» в лом, а взамен приобрести машину без пробега, ничуть не уменьшилось. Программа утилизации оказалась еще выгоднее для тех, кто параллельно воспользовался льготным автокредитом.
Сухой закон
Можно сказать, что общее направление работы на 2010 год депутатам задал президент Дмитрий Медведев, который в одном из телевизионных интервью неодобрительно высказался о пресловутых 0,3 промилле. Законодатели восприняли это как руководство к действию, однако, прежде чем высказывание президента было оформлено в законопроект, а законопроект был принят и одобрен, прошло полгода. Все это время автоэксперты, юристы и врачи продолжали предъявлять все новые аргументы в пользу «легальных» промилле, начиная с разъяснений об эндогенном алкоголе и заканчивая Венской конвенцией о безопасности дорожного движения.
По другую сторону баррикад оказались разработчики закона об «абсолютном нуле» и представители Госавтоинспекции, предъявлявшие аварийную статистику в качестве железного аргумента (забывая об этом сказать, что по вине пьяных водителей происходит всего лишь 5-7% от общего числа аварий). Наконец, нейтральная сторона: простые автовладельцы, которым и приходится соблюдать «сухой закон». Их мнение прозвучало коротко и просто: «До 2008 года как-то ездили и сейчас будем ездить. Может, хоть дураков на дороге поубавится».
Победили чиновники: законопроект был принят хоть и со скандалом, но единогласно. Спустя пару месяцев руководство ГИБДД попыталось оценить эффективность поправок, но статистика не показала ожидаемых изменений.
Запрет ксенона
Если «сухой закон» вызвал множество споров, то слухи о предстоящем запрете ксеноновых фар вызвали настоящую панику. Началось с того, что в конце февраля на сайте ГИБДД появилась информация о том, что отныне инспекторы получают право отбирать удостоверения у водителей автомобилей, оснащенных такими фарами. Основание – несоответствие техрегламенту о безопасности колесных транспортных средств. Вскоре представители Госавтоинспекции поспешили успокоить общественность, признав, что установка ксенона не является нарушением, но лишь при наличии соответствующих светорассеивателей. Точку в этом вопросе осенью поставил Минпромторг в новой редакции технического регламента, согласно которому вне закона оказались еще и «кенгурятники».
ГИБДД сбрасывает балласт
Одной из самых наболевших тем стала идея масштабной реформы МВД. Помимо того, что в рамках модернизации милиционеры в скором времени могут превратиться в полицейских, большие перемены ждут и самое спорное подразделение министерства – Госавтоинспекцию. В частности, руководство ГИБДД прямо заявило о намерении избавиться от «несвойственных инспекции функций». Подразумевалось, что станции техосмотра будут переданы в частные руки, регистрационно-экзаменационные отделы уйдут в прошлое, а обязанности самих гаишников будут, наконец, ограничены контролем за дорожным движением.
К наведению порядка руководители Госавтоинспекции приступили без отлагательств, для начала изменив несколько пунктов внутреннего регламента МВД. Согласно исправленному документу, сотрудников ГИБДД лишили прежде законной возможности устраивать засады на дороге. Отныне и сами инспекторы, и их патрульный автомобиль должны находиться в поле зрения водителей. На помощь гаишникам пришли камеры фото- и видеофиксации: планируется, что со временем беспристрастная электроника сможет полностью заменить постовых. Первые шаги уже сделаны: камер становится все больше, а штат Госавтоинспекции уже покинули тысячи сотрудников. При этом сокращение кадров получит продолжение и в наступившем году.
Новые правила и новые штрафы
За прошедший год несколько раз успела измениться глава 12 КоАП РФ. Штрафы за некоторые нарушения выросли в несколько раз. Так, нечитаемые номера и тонированные стекла, прежде обходившиеся автовладельцам в 100 рублей, теперь «стоят» 500. Штрафы за управление автомобилем, не прошедшим техосмотр, и за езду с просроченными «транзитками», согласно новым поправкам, могут достигать 800 рублей.
Изменились и другие наказания. Выезд на трамвайные пути, предназначенные для встречного движения, приравнен к обычному выезду на «встречку» и вместо штрафа в 1500 рублей теперь грозит нарушителю лишением прав на срок до полугода. Если это нарушение было замечено камерой фото- и видеофиксации, водитель может отделаться штрафом в размере пяти тысяч рублей.
Сетки на госномерах, которые должны были защищать нарушителей от зорких видеокамер, тоже оказались вне закона. Похоже, что начальники ГИБДД слегка покривили душой, заявив, что сетки не могут помешать камере «прочитать» регзнаки, иначе зачем устанавливать размер штрафа за такое нарушение на уровне пяти тысяч рублей? Мало того, за установленные сетки можно даже расстаться с правами.
Наконец, осенью изменились и сами правила дорожного движения. По словам представителей ГИБДД, закон привели в соответствие с правилами, принятыми в Европе. В результате движение на круговых развязках стало регулироваться с точностью до наоборот: приоритет получили автомобилисты, уже находящиеся на кольце. Впрочем, все зависит от дорожных знаков: именно ими следует руководствоваться. Не лучший вариант для тех водителей, которые годами ездят по одним и тем же развязкам: далеко не все из них всматриваются в знаки на хорошо знакомых дорогах.
Другое нововведение было принято из соображений безопасности движения. Если прежде включенный ближний свет в дневное время был обязательным лишь на загородных трассах, то теперь это требование распространяется и на дороги, расположенные в пределах населенных пунктов. В дополнение к существующей терминологии в ПДД было введено понятие «дневных ходовых огней» – это единственная возможная альтернатива фарам.
Законодатели уточнили и понятие обгона: в соответствии с последними поправками, обгоном называется маневр с выездом на встречную полосу. Все остальное необходимо считать опережением.
Что дальше?
На 2011 год у депутатов грандиозные планы. Радоваться пока нечему: в ближайшее время могут быть увеличены штрафы еще за добрый десяток нарушений, в числе которых проезд на красный свет, остановка в неположенном месте и непредоставление преимущества «мигалке».
Несомненно, в новом году КоАП изменится не раз, а за удовольствие быть водителем придется платить на порядок больше. По крайней мере, опыт 2010 года показал, что практически все худшие опасения автомобилистов имеют свойство сбываться.
Источник: 102km.ru