Чиновники МВД и ФСО могли получать взятки от автоконцерна Daimler
17 ноября 2010
Два уголовных дела о мошенничестве при закупках автомобилей Mercedes были возбуждены по результатам проверки в ФСО и МВД, следует из ответа Генпрокуратуры на запрос известного блогера. Следствие ведется более полутора месяцев. В американском досье, обнародованном весной, фигурировало гораздо больше российских госструктур.
В деле Daimler о коррупционных схемах при закупке автомобилей Mercedes для российских госструктур появились новые подробности. Два уголовных дела о мошенничестве при закупках автомобилей Mercedes, о которых Следственный комитет при прокуратуре (СКП) объявил на прошлой неделе, были возбуждены в конце сентября по результатам проверки в ФСО и МВД, следует из ответа Генпрокуратуры на запрос юриста Алексея Навального, который в понедельник опубликовал документ в своем блоге.
«Следственным комитетом при прокуратуре Российской Федерации в связи с многочисленными публикациями в СМИ, обращениями граждан и организаций о неправомерных действиях должностных лиц МВД России и ФСО России при заключении контрактов на поставку автомобилей «Мерседес-Бенц» со службой тыла МВД РФ и ФСО России проведена проверка в порядке ст. 144, 145 УПК РФ, по результатам которой 27.09.2010 возбуждены два уголовных дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ
(мошенничество, т. е. хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием, совершенное с использованием служебного положения, организованной группой в особо крупном размере)», – говорится в письме на имя известного блогера, подписанном и. о. помощника генпрокурора А. Лариным.
Как пояснил в своем блоге Алексей Навальный, ответ из Генпрокуратуры поступил к нему в начале октября. «Я, каюсь, решил попридержать информацию и посмотреть, как об этом объявят сами следователи и вообще, насколько бодренько у них пойдет дело. Буду рад, если ошибусь, но кажется, что дело идет не особо бодренько», – написал блогер. По его мнению, в рамках полномасштабного расследования с привлечением Интерпола установить имена конкретных должностных лиц, получавших деньги от Daimler через офшорные компании, несложно.
О том, что в результате доследственной проверки сообщений о коррупционных сделках Daimler в России возбуждено уголовное дело по ч. 4 статьи 159 УК «мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере», СКП сообщил лишь в середине ноября. При этом в ведомстве отказались сообщить какие-либо детали расследования.
В понедельник в пресс-службе Генпрокуратуры отказались беседовать с корреспондентом «Газеты.Ru» о деле Daimler, предложив прислать письменный официальный запрос. В МВД и ФСО возбуждение уголовных дел по фактам сообщений о коррупции в их ведомствах также пока не комментируют. «Позвоните завтра», – в очередной раз предложили в пресс-службе ФСО.
Глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов в интервью «Газете.Ru» обратил внимание, что в заключении Минюста кроме МВД и ФСО фигурируют также предприятия «Доринвест» и «Машиноимпорт», связанные со столичной администрацией, а также чиновники администраций Нового Уренгоя и Уфы. Однако новые фигуранты могут появиться уже в ближайшее время – после возбуждения уголовных дел американские власти могут направить в Россию новые доказательства причастности наших чиновников к коррупционным сделкам с Daimler. «Я не думаю, что это дело зайдет в тупик, – прогнозирует он. – Хотя уровень хищений достаточно низок для российских реалий».
Однако расследование по делу Daimler продвигается крайне медленно, констатирует правозащитник. «Проблема в бюрократии, – уверен он. – Начать работать по информации, передаваемой с Запада, – это открыть ящик Пандоры. Потому что почти все иностранные компании в России работают в коррупционном поле. В наших условиях по-другому нельзя. Специфика российской коррупции в том, что она инициируется бюрократией. Поэтому компании, чтобы выжить, приходится работать в этом поле».
По мнению Кабанова, возбуждение уголовных дел – это ответ на требование президента нещадно бороться с теми, кто связан с откатами. Но, даже несмотря на это, ситуация развивается крайне медленно.
«Естественно, бюрократия ждет сигналов сверху и не работает в рамках закона, – отмечает он. – Президент послал сигнал – нужно с этим делом разбираться. Но всегда опасно начинать системную борьбу, потому что неизвестно, кого вытащишь. Такие дела расследуются осторожно: надо посмотреть, кто там может быть замешан и не пересекаются ли чьи-то интересы».
Информация о том, что немецкий автопроизводитель выплатил в России с 2001 по 2005 год около 5 млн евро взяток различным чиновникам, была обнародована минюстом США в конце марта 2010 года по результатам расследования. Американское законодательство позволяет властям проверять деятельность компаний, которые зарегистрированы в США и торгуются там на бирже. Случаи коррупции были установлены в 22 странах, в том числе и в России. В ходе разбирательства немецкий автоконцерн признал свою вину и согласился на выплату американским властям штрафа в $185 млн.
Источник: www.Gazeta.ru